По статистике прошлых лет погрузка зерна АО «НК Казақстан темір жолы» (далее - КТЖ) в сентябре составляла: в 2020 году – 13012 вагонов (886,049 тыс. тн), в 2021 году – 9 682 вагона (664,116 тыс. тн), в 2022 году – 10876 вагонов (747,176 тыс. тн). Как показывает практика, средняя погрузка за 3 года в сентябре составляет 11190 вагонов (765,78 тыс. тн).
За 17 дней сентября 2023 года по КТЖ погружено 3904 вагона (262,96 тыс. тн), что составляет 36% от техплана. При сохранении существующих темпов погрузки до конца месяца прогнозируется выполнение погрузки в вагонах на уровне 6889 вагонов (464,05 тыс. тн), что составляет 64 % и 63% к плану соответственно в вагонах и тоннах.
Аналогичная ситуация по погрузке зерновых грузов в АО «Астық Транс» (далее – Общество) за истекшие 3 года, погрузка в сентябре составила: в 2020 году – 6792 вагона (463,118 тыс. тн), в 2021 году – 5011 вагонов (339,758 тыс. тн), в 2022 году – 5993 вагона (408,506 тыс. тн).Средняя погрузка Общества за 3 года в сентябре составляет 5992 вагона (403,79 тыс. тн).
За 17 дней сентября 2023 года Обществом погружено 1768 вагонов (121,09 тыс. тн), что составляет 30% от плана. При сохранении существующих темпов погрузки до конца месяца прогнозируется выполнение погрузки на уровне 3120 вагонов (213,70 тыс. тн), что составляет 53 % к плану в вагонах и тоннах.
По КТЖ на сентябрь т.г. основным планом принято около 7000 заявок к перевозке, процент выполнения прогнозируемой погрузки зерна по сравнению с принятыми заявками по основному плану составляет 95%.
Обществом на сентябрь т.г. основным планом принято 2823 заявки к перевозке, процент выполнения погрузки зерна за 17 дней сентября 2023 года по сравнению с принятыми заявками составляет 63%.
Учитывая вышеизложенное, отмечаем, что ограничение согласования дополнительных планов приведет к непроизводительным простоям вагонов на станциях погрузки, вследствие чего, прогнозируется транспортный коллапс, окончание которого возможно лишь к концу сезона.