Версия для печати

Рост расходов на ремонт вагонов

Дата новости: 10/12/2021

В 2016–2018 годах высокие урожаи, недостаточное становление инфраструктуры хранения зерна приводили к ажиотажному спросу на перевозки в осенне-зимний сезон, который в несколько раз превышал возможности вагонного парка. Это стало стимулом для приобретения нового парка казахстанскими компаниями, стабильно занимающимися экспортом зерна.
Необходимо отметить, что ставки за пользование вагонами-зерновозами в 2018–2019 годах были наиболее высокими как в тенге, так и в долларах. Именно поэтому парк казахстанских собственников с 2018 года вырос почти в 2 раза.
Новый парк несколько лет не требует значительных вложений, поэтому трейдеры стали активно приобретать вагоны, не особо задумываясь об его дальнейшем обслуживании. Однако низкие урожаи последних лет, усиление конкуренции привели к стагнации ставок за пользование вагонами на рынке, а расходы наоборот увеличиваются.
Так наиболее дорогая изнашиваемая часть вагона -это колесные пары, на каждом вагоне их по четыре, к полному износу они приходят в среднем к 7–8 годам эксплуатации. В 2022 году семилетний рубеж перешагнут порядка 24% парка других собственников РК. А это значит, что необходимо проводить капитальный ремонт колесных пар со сменой элементов или их полную замену. Кроме этого, есть плановые текущие отцепочные (деповские, капитальные) ремонты, проводимые согласно утвержденных сроков. И если раньше тема ремонтов касалась в основном только парка в управлении АО «Астык Транс», то уже в следующем году значительные расходные статьи появятся у прочих собственников на фоне изменившейся конъюнктуры рынка.
Пандемия значительно увеличила спрос на продукцию Китая со стороны стран Европы и США. В то же время приостановление морского и авиасообщения вследствие карантинных мероприятий в КНР привело к росту контейнерных перевозок по железной дороге. Грузовые железнодорожные перевозки показали свою устойчивость и возможность безконтактной транспортировки грузов. Однако есть и оборотная сторона медали. Увеличившийся спрос на контейнеры привел к росту стоимости металла, что напрямую привело к увеличению стоимости запчастей к вагонам. Так цена колесных пар в конце 2021 года выросла на 20–27% в зависимости от комплектации.
Кроме того, увеличение вагоноотправок прочих грузов привело к росту оборота вагонов и необходимости содержания большего парка, в то время как стоимость новых вагонов также подросла.
Таким образом, рост промышленной инфляции и стоимости ремонтов приведут к вынужденному росту тарифов за пользование вагонами в 2022 году, в целях необходимости поддержания рабочего парка в исправном состоянии и обеспечении бесперебойных перевозок зерна.

Вернуться к списку новостей