Каждый зерновой сезон имеет свои особенности, которые определяются объемами, качеством поступающей на элеваторы продукции, логистикой, характером спроса на зерно и многими другими факторами. Производство зерновых и масличных культур в Казахстане уже давно является целой отраслью, участники которой тесно взаимосвязаны между собой. Игроков на рынке можно четко разделить на группы: производители зерна, трейдеры, покупатели зерна, операторы вагонного парка, экспедиторы и железная дорога. Действия и условия ведения бизнеса каждой группы влияют на действия и условия для других групп.
Урожай 2022-2023 годов был сезоном очередных рекордов, формирующих вызовы логистической системы, наряду с этим обнажив проблему недостаточности складов для хранения зерна, неритмичности работы элеваторов и всех участников погрузочного процесса, дефицита маневровой тяги, все это спровоцировало ажиотажный спрос на вагоны, который в моменте в три раза превысил технические возможности имеющегося парка. Также на организацию перевозочного процесса значительное влияние оказывал регламентированный график работы элеваторов, таможенных органов и фитосанитарных инспекций, вследствие чего, отсутствовала возможность организации круглосуточной погрузки, а также в выходные и праздничные дни. Постепенно ситуация выровнялась за счет увеличения привлеченного в Казахстан вагонного парка.
Погодные условия, в которых велась уборочная кампания прошлого 2023-2024 года, оказали существенное влияние как на объем собранного зерна, так и самое важное, на его качество. В результате чего под удар попали не только аграрии, но и трейдеры с перевозчиками. Низкий урожай, колебание внутренних цен и ограниченное предложение годного зерна значительно снизили экспорт, резко упали объемы перевозок.
Стремление участников рынка диверсифицировать направления сбыта оказало положительное влияние на зерновой рынок, хотя бы тем, что часть проросшего зерна удалось реализовать в соседний Китай. При этом некогда работающий инструмент по реэкспорту российского зерна не был реализован трейдерами в полном объеме в виду административного регулирования импорта.
Объемы перевозок в 2023-2024 гг. не достигли уровня прошлого маркетингового сезона. А это значит, что определенное количество зерновозов простаивало даже в сезон активных перевозок. Парк вагонов-зерновозов - специализированный парк, который задействован в перевозках зерна, и практически не пригоден для перевозок других грузов. После активного сезона 2022-2023 гг. операторы вагонов столкнулись с простоями парка в течении всего сезона. Так, с весны текущего года в платном отстое находится от 60% до 70% парка Общества.
По итогам маркетингового сезона 2023-2024 гг. существенные убытки понесли все участники зернового рынка. Аграрии недополучили планируемую прибыль, увеличились их затраты на сбор и хранение зерна, трейдеры оказались в ситуации дефицита экспортного спроса продукции, резко снизилось количество зерновых сделок, все это привело к тому, что специализированный вагонный парк, который должен перевозить зерно и приносить доход простаивал в платном отстое.
Несмотря на сложности завершающегося маркетингового сезона операторы вагонов ожидают хорошего следующего сезона перевозок 2024-2025 гг. в связи с благоприятными и обнадеживающими прогнозами экспертов на урожай 2024 года, который позволил бы нивелировать убытки прошлого сезона и создать основу для развития парка, необходимого для бесперебойных перевозок зерна в течении всего года. В целом парк в Республике Казахстан из года в год растет. На сегодняшний день доля Общества снижается на рынке в виду пополнения новыми вагонами других собственников.
АО «Астық Транс» готов к новому сезону, парк вагонов в собственности Общества полностью исправен, проведены все виды плановых ремонтов. В новом маркетинговом сезоне под управлением Общества будет находиться порядка 6 500 хопперов-зерновозов с учетом привлеченного парка СНГ. Парк Общества и других операторов позволит обеспечить перевозки, не создавая ажиотажа и транспортировать планируемый объем зерновых грузов равномерно в течении года.
Операторы вагонов наряду с производителями зерна и трейдерами заинтересованы в успешности нового маркетингового сезона, в увеличении объемов перевозки зерновых грузов и в эффективной организации грузовых потоков в целом.